Неточные совпадения
Такая ревностно-бескорыстная служба не могла не
сделаться предметом
общего удивления и не дойти наконец до сведения начальства.
— В остроге есть одно лицо, которым я очень интересуюсь (при слове острог лицо Масленникова
сделалось еще более строго), и мне хотелось бы иметь свидание не в
общей, а в конторе, и не только в определенные дни, но и чаще. Мне сказали, что это от тебя зависит.
А года через полтора почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели
общий стол, запасались провизиею тем порядком, как
делается в больших хозяйствах.
Если у таких людей ум замечательно силен, они становятся преобразователями
общих идей, а в старину
делались великими философами: Кант, Фихте, Гегель не разработали никакого частного вопроса, им было это скучно.
Все это издается на казенный счет, подряды статей
делаются в министерствах так, как подряды на дрова и свечи, только без переторжки; недостатка в
общих отчетах, выдуманных цифрах и фантастических выводах не бывает.
Мне разом
сделалось грустно и весело; выходя из-за университетских ворот, я чувствовал, что не так выхожу, как вчера, как всякий день; я отчуждался от университета, от этого
общего родительского дома, в котором провел так юно-хорошо четыре года; а с другой стороны, меня тешило чувство признанного совершеннолетия, и отчего же не признаться, и название кандидата, полученное сразу.
Вслед за тем Струнников съездил в губернский город на
общее совещание предводителей и возвратился оттуда. Дальнейшие сомнения
сделались уж невозможными…
Надо или признать
общие камеры уже отжившими и заменить их жилищами иного типа, что уже отчасти и
делается, так как многие каторжные живут не в тюрьме, а в избах, или же мириться с нечистотой как с неизбежным, необходимым злом, и измерения испорченного воздуха кубическими саженями предоставить тем, кто в гигиене видит одну только пустую формальность.
Он. Не продажею оно и
делается. Господин сих несчастных, взяв по договору деньги, отпускает их на волю; они, будто по желанию, приписываются в государственные крестьяне к той волости, которая за них платила деньги, а волость по
общему приговору отдает их в солдаты. Их везут теперь с отпускными для приписания в нашу волость.
Его непосредственное чувство всегда верно указывает ему на предметы; но когда его
общие понятия ложны, то в нем неизбежно начинается борьба, сомнения, нерешительность, и если произведение его и не
делается оттого окончательно фальшивым, то все-таки выходит слабым, бесцветным и нестройным.
Наконец надо и то рассуждать: самодур, по
общему сознанию и по его собственному убеждению, есть начало, центр и глава всего, что вокруг него
делается; значит, хоть бы он собственно сам и ничего не делал, но зато деятельность других принадлежит ему.
Вообще надобно сказать, что только с помощью этого убеждения и поддерживается некоторая жизнь в нашем «темном царстве»: через него здесь и карьеры
делаются, и выгодные партии составляются, и капиталы наживаются, и
общее уважение приобретается.
Рогнеда Романовна не могла претендовать ни на какое первенство, потому что в ней надо всем преобладало чувство преданности, а Раиса Романовна и Зоя Романовна были особы без речей. Судьба их некоторым образом имела нечто трагическое и
общее с судьбою Тристрама Шанди. Когда они только что появились близнецами на свет, повивальная бабушка, растерявшись, взяла вместо пеленки пустой мешочек и обтерла им головки новорожденных. С той же минуты младенцы
сделались совершенно глупыми и остались такими на целую жизнь.
Анна Ивановна была дочь одного бедного чиновника, и приехала в Москву с тем, чтобы держать в университете экзамен на гувернантку. Она почти без копейки денег поселилась в номерах у m-me Гартунг и
сделалась какою-то дочерью второго полка студентов: они все почти были в нее влюблены, оберегали ее честь и целомудрие, и почти на
общий счет содержали ее, и не позволяли себе не только с ней, по даже при ней никакой неприличной шутки: сама-то была она уж очень чиста и невинна душою!
Две женщины превращались в миртовые ветки,
делаясь символом
общего мира.
В окнах действительно
сделалось как будто тусклее; елка уже упала, и десятки детей взлезали друг на друга, чтобы достать себе хоть что-нибудь из тех великолепных вещей, которые так долго манили собой их встревоженные воображеньица. Оська тоже полез вслед за другими, забыв внезапно все причиненные в тот вечер обиды, но ему не суждено было участвовать в
общем разделе, потому что едва завидел его хозяйский сын, как мгновенно поверг несчастного наземь данною с размаха оплеухой.
Бодрецов воспользовался этим чрезвычайно ловко. Не принимая лично участия в
общем угаре, он благодаря старым связям везде имел руку и
сделался как бы средоточием и историографом господствовавшей паники. С утра он уж был начинен самыми свежими новостями. Там-то открыли то-то; там нашли список имен; там, наконец… Иногда он многозначительно умолкал, как бы заявляя, что знает и еще кой-что, но дальше рассказывать несвоевременно…
В такие минуты улица вообще
делается веселее и даже как-то смышленее, и простец инстинктивно следует за
общим течением.
Чем же отвечает на эту бесшабашность
общее течение жизни? Отворачивается ли оно от нее или идет ей навстречу? На этот вопрос я не могу дать вполне определенного ответа. Думаю, однако ж, что современная жизнь настолько заражена тлением всякого рода крох, что одно лишнее зловоние не составляет счета. Мелочи до такой степени переполнили ее и перепутались между собою, что критическое отношение к ним
сделалось трудным. Приходится принимать их — только и всего.
— Нет! — отвергнул решительным тоном Егор Егорыч. — Не говоря уже о том, что большая часть из них не имеет ничего
общего с нами, но даже и такие, у которых основания их вероучения тожественны с масонством, и те, если бы воззвать к ним, потребуют, чтобы мы
сделались ими, а не они нами.
Переживая процесс этого отгадывания, одни мечутся из угла в угол, а другие (в том числе Глумов и я) даже
делаются участниками преступлений, в надежде, что
общий уголовный кодекс защитит их от притязаний кодекса уголовно-политического.
Вдруг среди
общей свалки
сделалось колебанье. Дюжий Митька буравил толпу и лез прямо на Хомяка, валяя без разбору и чужих и своих. Митька узнал похитителя невесты. Подняв обеими руками дубину, он грянул ею в своего недруга. Хомяк отшатнулся, удар пал в конскую голову, конь покатился мертвый, дубина переломилась.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной проповеди и заповедь о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно
делается, т. е. сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с
общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться в будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?
Но не в этом одном роковое значение
общей воинской повинности как проявления того противоречия, которое заключается в общественном жизнепонимании. Главное проявление этого противоречия заключается в том, что при
общей воинской повинности всякий гражданин,
делаясь солдатом, становится поддерживателем государственного устройства и участником всего того, что делает государство и законность чего он не признает.
Все знают, что, напротив, люди, находящиеся у власти — будь они императоры, министры, полицеймейстеры, городовые, — всегда вследствие того что они имеют власть,
делаются более склонными к безнравственности, т. е. к подчинению
общих интересов личным, чем люди, не имеющие власти, как это и не может быть иначе.
— Полюбились дедушке моему такие рассказы; и хотя он был человек самой строгой справедливости и ему не нравилось надуванье добродушных башкирцев, но он рассудил, что не дело дурно, а способ его исполнения, и что, поступя честно, можно купить обширную землю за сходную плату, что можно перевесть туда половину родовых своих крестьян и переехать самому с семейством, то есть достигнуть главной цели своего намерения; ибо с некоторого времени до того надоели ему беспрестанные ссоры с мелкопоместными своими родственниками за
общее владение землей, что бросить свое родимое пепелище, гнездо своих дедов и прадедов,
сделалось любимою его мыслию, единственным путем к спокойной жизни, которую он, человек уже не молодой, предпочитал всему.
Части их были небольшие, но уже четверо чужих хозяев имели право на
общее владение неразмежеванною землею, — и дедушке моему, нетерпеливому, вспыльчивому, прямому и ненавидящему домашние кляузы,
сделалась такая жизнь несносною.
При первом повелении правительства о наряде одного или нескольких полков
делается раскладка: на сколько человек, считающихся в службе, приходит поставить одного вооруженного, и потом каждый таковой участок
общими силами нанимает одного казака с тем, чтобы он сам себя и обмундировал и вооружил.
Познакомившись с ним ближе, я, во-первых, открыл существование в его инвентаре нескольких вещей, настолько ненужных, что их даже нельзя было заложить, и которые Пепко тщательно прятал: вышитая шелком закладка для книг, таковая же перотерка и т. д.; во-вторых, я
сделался невольным свидетелем некоторых поступков, не соответствовавших
общему характеру Пепки, и, наконец, в-третьих, время от времени на имя Пепки получались таинственные письма, которые не имели ничего
общего с письмами «одной доброй матери» и которые Пепко, не распечатывая, торопливо прятал в карман.
Известно, что в тех комедиях раскольник всегда выставлялся каким-то диким и бессмысленным чудовищем, и таким образом комедия говорила: «Смотрите, вот они каковы; можно ли доверяться их учению и соглашаться на их требования?» Так точно и «Горькая судьбина», рисуя нам Анания Яковлева, говорит: «Вот каков русский человек, когда он почувствует немножко свое личное достоинство и вследствие того расходится!» И критики, признающие за «Горькой судьбиной»
общее значение и видящие в Анании тип,
делаются соучастниками этой клеветы, конечно ненамеренной со стороны автора.
Не дальше как вчера я эту самую мысль подробно развивал перед
общим нашим другом, Глумовым, и представьте себе, что он мне ответил!"К тому, говорит, времени, как все-то устроится, ты такой скотиной
сделаешься, что не только Пушкина с Лермонтовым, а и Фета с Майковым понимать перестанешь!"
И не успел я ответить, как Лавров гаркнул так, что зазвенели окна: «Многая лета, многая!..», и своим хриплым, но необычайно сильным басом покрыл весь гомон «Каторги». До сих пор меня не замечали, но теперь я
сделался предметом всеобщего внимания. Мой кожаный пиджак, с надетой навыпуск золотой цепью, незаметный при
общем гомоне и суете, теперь обратил внимание всех. Плечистый брюнет как-то вздрогнул, пошептался с «котом» и бросил на стол рубль; оба вышли, ведя под руки пьяную девушку…
Товарищи ли мои были совсем другие мальчики, чем прежде, или я
сделался другим — не знаю, только я не замечал этого, несносного прежде, приставанья или тормошенья учеников; нашлись
общие интересы, родилось желание сообщаться друг с другом, и я стал ожидать с нетерпением того времени, когда надо ехать в гимназию.
Такие слова вкрадчиво западали в мой детский ум, и следствием того было, что один раз тетка уговорила меня посмотреть игрище тихонько; и вот каким образом это
сделалось: во все время святок мать чувствовала себя или не совсем здоровою, или не совсем в хорошем расположении духа;
общего чтения не было, но отец читал моей матери какую-нибудь скучную или известную ей книгу, только для того, чтоб усыпить ее, и она после чая, всегда подаваемого в шесть часов вечера, спала часа по два и более.
Но зачем же автор избрал такой
общий, такой обширный вопрос, как эстетические отношения искусства к действительности, предметом своего исследования? Почему не избрал он какого-нибудь специального вопроса, как это большею частью ныне
делается?
Объяснение этой тоски, я полагаю, заключается в том, что у культурного русского человека бывают дела личные, но нет дел
общих. Личные дела вообще несложны и решаются быстро, без особых головоломных дум; затем впереди остается громадный досуг, который решительно нечем наполнить. Отсюда — скука, незнание куда преклонить голову, чем занять праздную мысль, куда избыть праздную жизнь. Когда перед глазами постоянно мелькает пустое пространство, то
делается понятным даже отчаяние.
Я и был поражен… но со всем тем мой смущенный детский взор заметил тотчас многое: он заметил, как Слёткин, проворно и робко, словно краденую вещь, швырнул в сторону ружье, как он и жена его оба мгновенно стали предметом хотя безмолвного, но
общего отчуждения, как
сделалось пусто вокруг них…
К
общему удовольствию нашего круга, объяснившись, мы сошлись с Шаховским очень скоро и
сделались короткими приятелями.
Товарищи восторженно обнялись и с этой минуты
сделались неразрывными друзьями. Дружба их, впрочем, носила особый отпечаток чего-то аскетического. Они дружили для того, чтобы поддерживать один другого в
общем их стремлении уйти от житейских соблазнов к поднявшему их возвышенному идеалу чистой жизни в духе христианского учения.
Дома он действительно, как говорила титулярная советница, вел самую однообразную жизнь, то есть обедал, занимался, а потом ложился на кровать и думал, или, скорее, мечтал: мечтою его было
сделаться со временем профессором; мечта эта явилась в нем после отлично выдержанного экзамена первого курса; живо представлял он себе часы первой лекции, эту внимательную толпу слушателей, перед которыми он будет излагать строго обдуманные научные положения,
общее удивление его учености, а там общественную, а за оной и мировую славу.
Здесь не только прямо указывается зло, не только
делаются обещания в
общих словах, но далее называется по имени преступник, сообщается во всеобщее сведение сделанное ему наказание и прямо объявляется, что манифест этот издан именно для предупреждения других от подобных поступков, за которыми последует строгое наказание.
Но при исполнении казни произошла неловкость со стороны Аннушки круглой, она плеснула кипятком на руку самой Аннушке Шибаёнку; та выронила от боли вилку, а в это время крыса укусила ее за палец и с удивительным проворством по ее же рукаву выскочила наружу и, произведя
общий перепуг всех присутствующих,
сделалась невидимкой.
Совершенно произвольно ставятся
общие начала,
делается искусственная классификация, насильственно разделяется то, чего нельзя разделять, соединяется то, что не имеет между собою ни малейшей связи.
— Все удивляются вашей энергии, ваше превосходительство… Город
сделался неузнаваемым: чистота, порядок, благоустройство и
общая благодарность.
Женщины не остались равнодушными в
общем деле, и много прекрасных писем получил Загоскин от женщин, совершенно ему незнакомых: одним словом, он
сделался знаменитостью, модным человеком, необходимостью обедов, балов, раутов и бесед с литературным направлением, львом тогдашнего времени.
А Вавило Бурмистров, не поддаваясь
общему оживлению, отошел к стене, закинул руки за шею и, наклоня голову, следил за всеми исподлобья. Он чувствовал, что первым человеком в слободе отныне станет кривой. Вспоминал свои озорные выходки против полиции, бесчисленные дерзости, сказанные начальству, побои, принятые от городовых и пожарной команды, — всё это
делалось ради укрепления за собою славы героя и было дорого оплачено боками, кровью.
В обители большим праздником считался Успеньев день, когда праздновался «престол» в новой церкви. Вперед
делались большие приготовления, чтобы накормить сотни богомольцев. Вся братия была погружена в хозяйственные заботы, и даже брат Ираклий должен был помогать на кухне, где месил тесто, чистил капусту и картофель. Половецкий забрался к брату Павлину за два дня и тоже принимал участие в
общей братской работе в качестве пекаря.
Напрасно граждане новогородские молили князей воспользоваться таким примером и
общими силами, с именем бога русского ударить на варваров: князья платили дань и ходили в стан татарский обвинять друг друга в замыслах против Батыя; великодушие
сделалось предметом доносов, к несчастию ложных!..
Причина понятна: крестьянские дети, говоря вообще, свободнее воспитываются, отношения между младшими и старшими там проще и ближе, ребенок раньше
делается деятельным членом семьи и участником
общих трудов ее.
Я не пишу в эту книжку ни слова о том, что
делается и что я испытываю дома. Слезы, которыми встречает и провожает меня мать, какое-то тяжелое молчание, сопровождающее мое присутствие за
общим столом, предупредительная доброта братьев и сестер — все это тяжело видеть и слышать, а писать об этом еще тяжелее. Когда подумаешь, что через неделю придется лишиться всего самого дорогого в мире, слезы подступают под горло…